+7 (812) 328-21-94
Санкт-Петербург, 11-я линия В.О., дом 66
Антонова Елена Васильевна нотариус нотариального округа Санкт-Петербург

Развод и девичья фамилия! И только?

В неюридическом, да, и что греха таить, даже в юридическом сообществе, широко бытует ряд ошибочных мнений относительно общей собственности бывших супругов на имущество, нажитое в браке.

Во-первых, кто-то (их уже немного, к счастью, становится) искренне полагает, что прекращение брака влечет и прекращение общей собственности. Не поделили супруги при разводе имущество – значит, оно стало собственностью  только того, на имя которого зарегистрировано.

Однако все основания прекращения права собственности прописаны  в законе. Они не могут быть установлены произвольно.

Если вы внимательно, от корки до корки, прочитаете ГК РФ и Семейный Кодекс, вы нигде не найдете утверждения, что расторжение брака  прекращает  право собственности. 

Во-вторых, значительно больше тех (даже среди судей!), кто считает, что если после расторжения брака прошло три года, а имущество не было разделено между бывшими супругами, то оно также становится единоличной  собственностью того, на имя которого оно оформлено (зарегистрировано).

Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

Корни указанного  заблуждения  нужно искать в статье  38 Семейного Кодекса РФ, в пункте 7 которой говорится, что к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.

Чтобы правильно понять и применить эту норму, нужно обратиться опять к Гражданскому Кодексу РФ (глава 12).

Срок исковой давности – тот срок, в течение которого лицо, право которого нарушено, может рассчитывать на судебную защиту.

Этот срок в соответствии с нормами гражданского законодательства обычно начинает течь с момента, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своего права.

К сожалению, даже не все судьи об этом знают.

Довольно показателен пример из недавней судебной практики.

Гражданка подала иск к экс-супругу о разделе купленной во время  брака однокомнатной квартиры, оформленной на имя мужа,  и выделении ей ½ доли в праве собственности.

Районный суд углубляться в разбирательство не стал и, отметив, что с момента развода до подачи иска минуло больше трех лет, в удовлетворении иска отказал в связи с пропуском трехгодичного срока исковой давности. Апелляция заняла абсолютно ту же позицию.

Однако истица продолжила борьбу за недвижимость. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ указала на неправоту нижестоящих инстанций, пояснив, что трехлетний срок  года к требованию о разделе общего имущества супругов при расторжении брака нужно  отсчитывать только с того момента, когда человеку стало известно о нарушении его прав.

  Истице удалось доказать, что ее муж не захотел выделять ей долю в квартире, когда она заявила, что намерена распорядиться своей долей. Именно поэтому гражданка поспешила в суд.

Верховный суд, отменивший оба предыдущих вердикта,
констатировал, что срок исковой давности начал течь не с момента расторжения брака, а лишь с момента, когда муж отказал в выделении бывшей жене доли в праве собственности на квартиру. Аналогичное разъяснение Верховный суд, кстати, давал и в постановлении Пленума «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Итак, первое на что нужно обратить внимание – что начало срока исковой давности не связано с моментом  расторжения брака.

Второй и очень важный момент.

Предположим, что срок исковой давности действительно истек. Каковы правовые последствия этого? 

Прекращается ли с  истечением срока исковой давности право общей собственности супругов на имущество?

Нет.

Означает ли это, после истечения срока исковой давности возникло  единоличное право собственности у второго супруга,  на имя которого зарегистрировано общее имущество??

И на этот  вопрос ответ тоже - нет.

Почему? Потому в законодательстве четко прописаны все основания не только прекращения права собственности (о чем уже говорили выше), но и все основания возникновения права собственности,  и  такого основания, как истечение срока исковой давности по иску о разделе общего имущества,  не значится ни среди первых, ни среди вторых. 

А как вообще может быть прекращена общая собственность бывших супругов?

Если участники общей собственности – экс-супруги живы-здоровы и могут ладить друг с другом,  топревратить общую  совместную собственность в общую долевую либо в раздельную собственность только одного супруга легко и просто: заключается  соглашение о разделе  общего имущества  либо  соглашение об определении размера долей в праве общей собственности на имущество.

А вот когда  в товарищах согласья нет -  прямая дорога обиженной стороне в суд.

Если же срок исковой давности истек, то дорога в суд заказана.

Если уж быть совсем точным, то бывший супруг, право которого было нарушено (например, общее имущество без его согласия было сдано в долгосрочную аренду), может подать иск о разделе общего имущества, но должен быть готов к тому, что суд по просьбе второго супруга может  применить срок исковой давности и в иске о разделе имущества отказать.

Таким образом, истечение срока исковой давности говорит лишь о том, что бывшие супруги не смогут разделить имущество в судебном порядке. Государство не будет обеспечивать защиту их прав своей принудительной силой.

А если общее имущество разделено не будет, то общая собственность на нажитое в браке имущество как существовала, так и продолжит существовать.

С этим связаны, на мой взгляд,  несколько  важных последствий:

во-первых, в случае смерти гражданина-титульного собственника, т.е. того, на чье имя имущество зарегистрировано, его «бывший» может претендовать на свою ½ долю в этом имуществе. Порядок выдела доли законом четко и однозначно не установлен, скорее всего,  придется сходить за решением вопроса в суд,

во-вторых, в случае смерти бывшего супруга, который не был титульным собственником, его наследники, принявшие наследство, вправе потребовать включения в наследственную массу и раздела между ними доли, которая причиталась бы умершему,

в-третьих, и это самый интересный вопрос, если оба «бывших» живы, они имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться этим общим имуществом сообща.

Чем же интересен это вопрос? В чем «собака порылась», как говаривал когда-то наш президент?

Рассмотрим это на примере недвижимого имущества, как наиболее значимого. С владением и пользованием общей квартирой все более-менее понятно. Если по порядку пользования не договорились сами, можно сходить в суд за решением вопроса, кому в какой комнате жить.

А вот как быть с распоряжением. Требуется ли согласие того супруга, который не является титульным собственником? В какой форме?

И здесь мнения юристов нашей страны расходятся самым кардинальным образом.

Часть искренне считает, что на продажу такой квартиры требуется согласие бывшего супруга. И в подтверждение своей правоты указывают, что законодатель и бывших супругов, и настоящих, именует просто супругами (в частности, в ст. 38 Семейного Кодекса). И это согласие должно быть в нотариальной форме.

Вторая часть юристов (надеюсь, что меньшая по численности) упорствуют, что общая собственность бывших супругов - принципиально иной вид общей собственности, отличный от собственности супругов, состоящих в браке, поэтому должна применяться статья 253 ГК РФ, в соответствии с которой:

-  бывшие супруги, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.

- каждый из них вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из заключенного между ними соглашения,

- при совершении сделки одним, согласие второго на распоряжение общим имуществом всегда предполагается (нотариальное удостоверение и прочие доказательства согласия не требуются). 

- бывший супруг может признать в суде недействительной сделку  по распоряжению общим имуществом, совершенную вторым супругом по мотиву отсутствия его согласия на эту сделку только если  докажет, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом. А это очень непросто!

Какой практический совет можно дать в связи со всем вышеизложенным.

Первый, и самый главный, на мой взгляд: уходя - уходи.

Если  принято решение о разводе, не стоит оставлять нерешенными имущественные вопросы. Столь часто встречающаяся в исковых заявлениях о расторжении брака фраза, что «имущественных претензий к ответчику не имеется», не дает ровным счетом ничего.

Супругам чрезвычайно важно прекратить общую совместную собственность и внести определенность в имущественные отношения.

Как  нотариус и просто как человек, искренне полагающий,  что нет вопроса, который нельзя решить мирно,  я убеждена, что наиболее правильный способ справиться с проблемой -  договориться и облечь договоренности в письменный документ.

Иногда сторонам бывает трудно именно договориться. В чем могут быть причины  этого?

Во-первых, плохая осведомленность о правах второй стороны, способах  реализации и защиты этих прав,

Во-вторых, видение только ограниченного круга возможностей выхода из кризиса,

В-третьих, просто потому что.

Самая сложная ситуация, это конечно, третья, когда «назло бабушке отморожу себе уши», когда важен сам процесс противостояния, и ему в жертву легко приносится результат.

В этом случае – добро пожаловать в суд! Государственная машина принуждения к вашим услугам. Вас гарантированно выслушают (но только по вопросам, относящимся к делу)  и примут то решение, которому придется подчиниться. Ни один разумный адвокат не сможет вам на 100% прогарантировать принятие судом решения, которое будет отвечать вашим интересам.

Во всех остальных случаях – вам в нотариальную контору.

Если брак не расторгнут, но все уже идет к этому –  можно заключить  брачный договор, которым не только  поделить уже нажитое имущество, и установить на период до расторжения брака режим раздельности имущества супругов, который даст сторонам максимальную имущественную независимость.

Если брак уже расторгнут – можно заключить соглашение о разделе  имущества, для которого теперь нотариальная форма является обязательной.

И в брачном договоре, и в соглашении о разделе можно предусмотреть самые разнообразные условия, которые помогут сторонам развязать,  а не разрубить гордиев узел имущественных отношений.

В качестве примера приведу один брачный договор, работа над которым шла почти полгода,  но  в результате каждая сторона получила то, что хотела: кто - бизнес, кто -  серьезную денежную компенсацию, разделенный земельный участок с постройками, освобожденными от залога. Обязательства по этому договору обеспечивались специальными мерами, но стороны не применяли стимулы и санкции, поскольку каждая из них вовремя и в полном объеме выполнила то, что согласовала.

Помимо вышеуказанных специальных договоров, возможно также заключение соглашения об определении долей в праве общей собственности на конкретный вид имущества.

И последнее: расставаясь с тем, кто когда-то был вами любим, старайтесь действовать из парадигмы «не проиграл – проиграл», что свойственно любым компромиссам,  а  «выиграл – выиграл»: всегда найдется нужное решение, та самая золотая середина, при которой интересы всех будут учтены и каждый, в том числе и дети,  получат свою долю выгоды от принятого разумного решения.